24 сентября 2012 г.

Запахи поют экстаз...

Зеленые, как луг, есть запахи свежей,
Чем тельце детское, напевней флейты нежной...
И есть порочные, богаче и пышней,
Зовущие в простор таинственный, безбрежный...
Как ладан, и бензой, и мускус хороши!
Они поют экстаз и тела и души.


Шарль Бодлер

2 комментария:

  1. В 1855 году Бодлер пишет свой знаменитый сонет “Соответствия” (четвертый в сборнике “Цветы зла”). В нем запахи предстают ключевым символом вселенской гармонии (“Соответствия” были навеяны чтением Сведенборга):
    Есть запах чистоты. Он зелен, точно сад,
    Как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен.
    Другие — царственны, в них роскошь и разврат,
    Для них границы нет, их зыбкий мир безбрежен,
    Так мускус и бензой, так нард и фимиам
    Восторг ума и чувств дают изведать нам.

    Царство запахов для поэта — территория эстетизма, тайный код сенсуальных наслаждений. Но такие воззрения в тот период были далеко не общеприняты. Как известно, сборник “Цветы зла” вскоре после публикации был осужден цензурой. Бодлер все время играл на соединении двух табуированных мотивов: эротическое тело и интенсивный запах. Вряд ли можно считать случайностью, что тексты наиболее выразительных и откровенных стихотворений сборника изобилуют упоминаниями экзотических и телесных ароматов — тут и “острый запах” нагого тела, ассоциирующийся с восточными благовониями, и “душистые юбки” возлюбленной, и аромат ее волос, “отягченный волною истомы”...
    Вероятно, оттого Бодлер и спрашивал читателя, случалось ли ему блаженствовать, вдыхая мускус и фимиам, — эти два полярных запаха, животный и растительный, аромат страсти и аромат святости, обозначали для него символический диапазон обоняния, к которому должен быть подключен идеальный читатель. По поэзии Бодлера и впрямь можно изучать чуть ли не весь ассортимент запахов эпохи, причем границы ольфакторного пейзажа как раз тогда были существенно расширены.
    Во-первых, на волне увлечения колониальными товарами в европейских странах на рынках понемногу появились восточные благовония. Ими стала увлекаться артистическая богема, создавшая моду на ориентализм. Во-вторых, на помощь эстетам пришла технологическая революция в парфюмерии.

    http://www.perfumy.ru/2008/07/30/grammatika-aromatov.html

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Лариса! Замечательная находка!
    Действительно, в каждой эпохе свои запахи и свои взгляды, своя философия запаха.
    А противопоставление земного и небесного, плотского и духовного в ольфакторном ракурсе видимо вечная тема!

    ОтветитьУдалить

Спасибо за комментарий. Он очень важен для нас.